Старинный
Мариуполь славен не только несколькими широко известными зданиями, рассказы о
которых у всех на слуху, но и многими другими просто домиками, составлявшими
когда-то определенный колорит местной архитектуры.
К сожалению, среди них не мало, доживающих свой век в забытьи,
хотя могли бы еще столетиями радовать глаз будущих поколений наших горожан.
В самом центре города возвышается здание бывшего 7-го казенного
винного склада, нашему поколению более известное как Ликероводочный завод. В
последнее время оно превратилось, фактически, в такой себе «живой труп
мариупольской архитектуры», от которого современные предприниматели, словно
стая хищных пираний, уже «отгрызли» лакомые куски.
И вот – последний удар! Выходящий на проспект главный фасад здания
уже застраивают двухэтажной галереей какого-то нового толи магазина, толи
питейного заведения.
А ведь это здание и как памятник истории города, и как образец его
архитектуры, не менее значимо чем, скажем, та же Каланча или гостиница
«Континенталь». Не говоря уже о разрушенной Городской электростанции или
наполовину живом доме на спуске на Слободку – в готическом стиле, словно
старинный немецкий замок. Бедняга первый главный архитектор Мариуполя Виктор
Нильсен, наверное, уже трижды перевернулся в гробу, глядя на все эти
«художества».
Если сам завод, уже доведен «до ручки», то в любом случае
следовало бы хотя бы главный фасад его здания оставить в первозданном виде, а
уже внутрь здания «вдохнуть» новую жизнь!
И тут снова напрашивается вопрос: а где же теперешний
архитектурный генералитет города? Ведь в этом - их огрехи! Ну, нельзя ведь, так
обращаться с мариупольской архитектурной стариной! Не Вы сооружали эти здания,
и не Вам их крушить. Оно понятно, что за очень большой «откат» можно что угодно
вытворить.
Например, таким же «буттиком» - обнести по кругу ту же Каланчу –
место там еще есть!
А уж лучше бы взяли и «привязали» ту же самую торговую галерею к зданию своего
горсовета! И высотой она такова, что закрыла бы от людских глаз этих «специалистов»
(на их втором этаже).
А что касается старинного «замка» на спуске – его у нас почему-то
называют «Домом Гампера», хотя по всем сведениям доктор Гампер там и не жил. Он
«квартировал» неподалеку, по Итальянской, в особняке Шершевского.
Спуск же большинство местных жителей всегда называли
«Гамбургским»! Скорее всего из-за архитектуры того дома, да и потому, что
поблизости был католический храм и другие постройки, принадлежащие этой
религиозной общине. К тому же там бывали и матросы с заходивших в нашу гавань
иностранных судов. Возможно даже, что в этот доме у них был клуб?
А кто упомянутый спуск называл «Гамперским», вероятнее всего,
просто искажал первое название, так как оно было схожим с фамилией известного
всем доктора.
Обратимся теперь к району старого базара, слывшего в начале
истории города самым популярным местом! В наши дни, по иронии судьбы, оно
представляет собой жалкое зрелище. Достаточно только пройтись по «забазарному»,
Кузнечному переулку, по началу улицы Митрополитской, по бывшей Земской, да и по
Торговой, чтобы убедиться в этой печальной действительности.
Вот бывший доходный дом - Кузнечный, 7! Судя по окнам, в некоторых
его комнатах жизнь еще теплится. А далее - №15 (с аркой) - ужасом веет от его
выбитых окон, напоминающих времена военной оккупации.
Тем не менее, стены этих зданий, когда-то возводившиеся добротно,
на века, могли бы еще послужить людям.
Там, где этот переулок переходит в улицу Митрополитскую, на
которой также брошено несколько домиков (хозяева, наверное, умерли, а
наследников – нет), есть перекресток, где некогда проходила Базарная улица. Она
начиналась у северного придела собора, и за перекрестком, заворачивая налево,
шла над обрывом. Внизу шумели турбины электростанции, а от источников знаменитых
«Фонтанов» журчал ручей, направляя свои воды в Кальмиус (именно то место на
реке и было расширено под затон для кораблей).
Оставшийся отрезок Базарной улицы, какой-то партийный активист, не
иначе, как с похмелья, переименовал в «Реконструктивную». Там сохранились стены
нескольких особняков, еще вполне пригодные для восстановления.
В одном из них, в доме своего отца родился Михаил Улахов –
известный фотограф и краевед, служивший неподалеку, в Мариупольской Земской
Управе, а потом – в музее. Хотя бы ради этого факта тот дом хорошо бы
сохранить!
Некогда одно из самых красивых зданий Мариуполя – Земская Управа,
как памятник архитектуры утеряно навсегда. После революции там некоторое время
было Греческое педагогическое училище, а в годы репрессий училище разогнали, а
преподавателей сгноили в лагерях. Теперь там - жилой дом.
Земская улица начиналась от этого дома. Первый ее квартал разделен
сквериком, поэтому ее следовало бы называть бульваром. Раньше он был обнесен
красивой оградой, в нем, думается, некогда отдыхали во время обеденного
перерыва служащие соседних контор.
Теперь от скверика осталось жалкое воспоминание, по нечетной
стороне бульвара все снесено, а напротив – еще сохранилось несколько особняков
(или только их фасадные стены). Там, в домах Чебанова, Иванова, Паскераки,
Агапьева, Акинтеева и др., снимали квартиры известные в городе люди. А угол
Земской и Митрополитской украшало здание соборной приходской школы.
В былые времена самой оживленной в этом районе слыла, конечно же,
улица Торговая. Она начиналась у обрыва на Слободку солидным особняком госпожи
Портновой, позднее проданного шахтовладельцу Рутченкову. Этому строению сейчас
«повезло» - его реставрируют с сохранением былой архитектурной отделки фасада.
А вот к другому зданию, за углом, по Итальянской судьба не столь
благосклонна. Хотя это ведь была сама Мариупольская Городская Управа! Теперь в
нем - гараж.
Когда-то там, в дни заседаний, гласные – всеми уважаемые люди -
вершили свои городские дела, к зданию подкатывали экипажи и автомобили, сновали
писари, толпились разношерстные просители и обсуждали насущные вопросы
обыватели. У входной арки с пилястрами следил за порядком полицейский чин.
Сейчас рядом подобное здание восстановлено в былой красоте, хотя
исторически не столь важно. Вот и здание Управы, по справедливости (или хотя бы
в знак уважения к своим предшественникам), нашим властям следовало бы,
наверное, восстановить в прежнем виде: надстроить разрушенный второй этаж, на
фасаде восстановить вывеску, там же укрепить мемориальную доску. Внутри же
можно было бы разместить какие-то свои подразделения, например, отдел культуры
(а нынешнее его место вернуть детям) или ту же историческую библиотеку
(республиканского значения, по счастливой случайности находящуюся именно в
нашем городе!)
Помнится, когда в музее была презентация новой книги «Мариуполь и
его окрестности: взгляд из XXI века»
председателю Городского Совета особенно понравился приведенный там список
руководителей Городской Управы за всю историю города (там значится и его
фамилия). Вот бы и выступил инициатором восстановления этого здания!
Далее – по Торговой, сразу после войны был уничтожен целый квартал
торговых зданий в стиле модерн, некогда украшавших улицу и город. Об этом
теперь приходится лишь сожалеть. Ибо напротив, предварительно уничтожив еще
один скверик, где стоял даже памятник поэту А. Пушкину, о котором нашими
краеведами сложено столько легенд (поразительно, что ни один из них не встал
грудью на защиту этого зеленого уголка!), теперь возводят очередной
многоэтажный магазин - опять такой же безликий, как и все другие.
А если спуститься вниз по Торговой, то взору горожанина
представится печальное зрелище - на углу с Евпаторийской сейчас еще стоит
брошенным двухэтажный дом. До войны в нем ютились две еврейские семьи: на
первом этаже – Ейдлины, на втором – семья парикмахера Рольбурга. Обе эти семьи
в оккупацию ушли в небытие на Агробазе.
И вообще на Торговой проживала основная масса еврейской части
население города. И не потому, что среди них было много коммерсантов, а из-за
ценза оседлости.
После войны в этом доме открыли пивную, где торговал Сергей Акопов
– легендарная личность, известная, как «Гитлер» (за свое сходство с
прототипом).
Это стратегически удачное место, мимо которого возвращались после
смены работники «Азовстали», стало наиболее посещаемым многими мариупольцами. И
вряд ли можно было найти в городе любителя пива, кто бы там не бывал? И уже,
только за это, этот дом-ветеран следовало бы привести в порядок и укрепить на
его стене памятную доску.
А через дорогу ранее был небольшой переулок – «Банный спуск». Он
так назывался, потому что в конце его было двухэтажное здание бани Власова -
пожалуй, первой бани в городе. От нее уже, увы! ничего не осталось.
Далее, за этим переулком сохранились лишь коробки домов, в которых
была колбасная Карасека, затем Ерусалимского, и фабрика сельтерской воды Окуня.
Следующий дом по Торговой (подстать «резиденции» Гитлера) - на
углу с улицей Готфейской, напротив старинного пивзавода. Этот дом (и еще один рядом) некогда
принадлежали Гришке Могилату – единственному поставщику гробов. На первом этаже
был «салон» погребальных принадлежностей, а на втором – проживали жильцы.
Рассказывают, что одно время там жил заведующий городской конторой
по вывозу мусора, а во дворе, во флигеле была лаборатория фотографа Давида
Лабендика.
Чуть далее, за пивзаводом еще стоят несколько домов, в одном из
которых находится аптека. Когда-то на Торговой было две аптеки и два
аптекарских магазина. Теперь вот осталась одна, и ее, фактически, можно считать
самой старой городской аптекой!
Например во Львове, тоже сохранилась самая старая городская аптека
(на площади Рынок). Так вот там устроен музей, продают всякие символические и
безобидные лекарства-сувениры посетителям-туристам, от которых нет отбоя.
Там же и остатки дома, где жила семья Куюмджи – родственника
Архипа Куинджи.
Пока еще и на других улицах «старого» Мариуполя «живы» некоторые
здания с неординарной архитектурой и истиорией.
Нам кажется, что если составить специальную программу сохранения
для истории архитектурных памятников города, то ее можно было бы постепенно и
реализовать, привлекая финансовые средства из разных источников, и тем самым,
сохранив память в народе и о себе (великодушном).
Олег Карпенко, 15.12.08.
Олег, спасибо большое! очень интересная и правильная статья. здания, с их индивидуальной историей, пережитыми событиями, наглядно отраженными на их стенах, очень вдохновляют.